snova5ka - простое решение сложных вопросов

Качественные авторские работы: готовые и на заказ.
Профессиональная помощь в написании уникальной работы по юриспруденции, политологии, социологии, психологии и другим гуманитарным дисциплинам.


...Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле... (Аристотель)


Бесплатно

(бесплатные контрольные работы по праву (юриспруденции, правоведению, юридическим дисциплинам), психологии, политологии, социологии, философии, скачать, скопировать бесплатно)

    Коллекция бесплатных контрольных работ по гуманитарным дисциплинам также является объединением авторских уникальных трудов. Работы помещены в бесплатный раздел, так как они не соответствуют критерию "реферат" по объему и глубине исследования.


    История государства и права зарубежных стран.

     СОДЕРЖАНИЕ
     1. Характерные черты права Древнего Востока по законам Хаммурапи…………….3
    2. Эволюция немецкого государства от рейнского союза до германской империи, ее отражение в конституционном праве Германии………………………………………11
    3. Законодательство народного фронта во Франции………………………………….22
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...30
    
    Вопрос 1: Характерные черты права Древнего Востока по законам Хаммурапи.
    1.1.Законы Хаммурапи как источник права. Законы вавилонского царя Хаммурапи - один из первых известных сборников правовых норм.
    В государствах Древней Месопотамии достаточно рано появился писаный законодательный акт, как основной источник права. Принимался он по воле правителя того или иного царства. Царское законодательство стимулировалось относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. Вавилон был одним из главных центров международной торговли в древнем мире.
    Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. В них говорилось об освобождении бедняков от долгов, побоев, произвольных поборов, о защите храмового имущества, на которое посягали прежние правители.
    Основная цель таких надписей - оставить память о себе грядущим поколениям. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи, между тем, заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя, законов в собственном смысле слова.
    Законы царя начинаются с пролога, содержащего сведения об исторических событиях, добрых деяниях и великих заслугах царя, о его справедливости. В нём Хаммурапи ссылается на своё полновластие как "царя царей", даровавшего великие блага всем важнейшим городам Месопотамии, их многочисленным святилищам и богам. Вавилон выступает здесь столицей большого централизованного царства, местом "вечной царственности" его главного бога Мардука, призвавшего якобы Хаммурапи "даровать стране справедливость". Такой пролог необходим для обоснования обязательности царских постановлений. Далее следует непосредственное изложение законодательных нововведений.
    1.2.Преступление и наказание по Законам Хаммурапи.
    Перечень преступлений в Законах Хаммурапи и грехов в вавилонской книге религиозных заклинаний "Шурпу" (XII в. до н.э.) в основном совпадали. В "Шурпу" к грехам отнесены нарушения религиозно-ритуального характера (прямые и косвенные контакты с ритуально "нечистым" человеком, принятие "нечистой" пищи и пр.). К грехам относились и любая ложь, обман, сутяжничество, насилие, неоказание помощи нуждающемуся в ней, непостоянство, внесение раздоров в семью. Такие деяния, которые прямо закреплены в качестве преступлений в Законах Хаммурапи: кража (ст. 6-8), предъявление ложного иска или обвинения (ст. 11, 126), грабеж (ст. 22), пролитие крови (ст. 206-208), непочтительное отношение к родителям и старикам (ст. 169, 195), прелюбодеяние (ст. 129) и некоторые другие также считались греховными.
    Но в представлении вавилонян понятия греха (намеренного или ненамеренного нарушения воли божьей) и преступления разнились. Совершение греха возможно было без вины: грешник мог даже не знать, какой грех он совершил. Преступление же предполагало вину. Правда, не всегда предполагалось её объективное вменение. "Небесная" кара не учитывала ни субъективной, ни объективной стороны греховного деяния. За любой грех боги могли послать любое наказание, любые бедствия, избежать которых можно было только с помощью жреца-заклинателя (при этом не требовалось даже раскаяния). Земное же правосудие считалось неотвратимым, как и раскаяние в случае совершения преступления.
    Законы Хаммурапи предусматривают смягчающие и отягчающие обстоятельства, понятие соучастия (укрывательство, пособничество), умышленные и неумышленные преступления. Все эти категории не сформулированы в привычном для нас виде. Выводы об их существовании мы делаем, анализируя текст закона. И сами для себя обозначаем доступными понятиями.
    Традиционно в законодательстве значительное место занимали правонарушения, причиняющие ущерб личности:
    - убийство, членовредительство, оскорбление словом или действием, клевета.
    И имущественные преступления:
    - кража, грабёж, нарушение собственнических прав господина на раба, причинение ущерба чужому имуществу, влекущие за собой наказания в форме возмещения этого ущерба. К имущественным преступлениям относились: снятие с раба его знаков рабства (ст. 226-227), мошенничество корчемницы или тамкара в отношении заимодавца (ЗХ, 90-95, 108); потрава поля скотом (ЗХ, 57) и пр.
    Суровые наказания предписывались во всех законах за преступления против семейных устоев:
    - прелюбодеяние, подмена или кража ребёнка, кровосмешение, нарушение сыновнего долга, изнасилование и др.
    При применении наказания учитывался социальный и семейный статус, а также пол преступника. Наказания по Законам Хаммурапи отличались жестокостью. В отдельных случаях допускалось наказание не самого виновного, а членов его поселения. Например, если грабитель не был схвачен, то поселение возмещало украденное на его территории имущество.
    Система наказаний выглядела следующим образом:
    а) смертная казнь (сажание на кол, утопление, сожжение);
    б) членовредительство (отрезание уха, пальцев, языка и т.д.);
    в) изгнание из общины;
    г) штрафы.
    1.3.Регулирование имущественных отношений.
    В Вавилоне не сложился институт частной собственности на землю. Земля как объект правового регулирования рассматривалась в категориях свободного и зависимого владения, пользования. Значительные массивы плодородной обрабатываемой земли сосредоточивались в царских хозяйствах, а также хозяйствах храмов. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого люда, сдавались в аренду, передавались за службу.
    Общинная земля находилась или в коллективном владении (выгоны для скота, луга и пр.), или в индивидуально-семейном владении. Свободный общинник-крестьянин обладал широкими правами в отношении своего земельного участка, которые были близки к правам собственника. Он мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок как особую недвижимую собственность (ЗХ, 39-47, 60-65), при этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины. Однако земля не стала обычным предметом купли-продажи. Отчуждение земли в представлении жителей Месопотамии было "несчастьем", а покупка чужой земли - несправедливостью. В связи с этим передача земли общинника за пределы общины или круга членов его семьи была, как правило, невозможной.
    Полноправие вавилонянина было прямо связано с земельным наделом общинной земли. По Законам Хаммурапи он терял не только земельный участок, но и другие права, если порывал с общиной.
    Землевладение общинника-крестьянина всемерно охранялось правом. Значительное внимание в законодательстве уделялось землевладельческим правам воина. Участок воина в Вавилоне выделялся из царской земли. Воинский надел полностью исключался из торгового оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям. Эта земля не переходила по наследству.
    Отдельные виды договоров, например займа, мены, купли-продажи, в месопотамском законодательстве стали регулироваться очень рано. Наибольшая степень разработанности и полноты норм, касающихся договорных отношений, была характерна для Законов Хаммурапи.
    Все сделки делились на две группы: с отчуждением вещи и без такового. Первый вид сделок в силу традиционных представлений о тесной связи вещи с жизнью индивида требовал выполнения более строгих условий, чем второй: письменного договора, клятвы, присутствия свидетеля и пр. К таким сделкам относились договоры купли-продажи, дарения, раздела наследства, усыновления.
    В письменном договоре купли-продажи требовалось точное обозначение объекта купли, удостоверение собственнических прав продавца на вещь. Это требовалось для того, чтобы оградить покупателя от притязаний со стороны третьих лиц и государства, от обвинения в краже. Этот договор мог включать в себя обоюдный или односторонний отказ от иска и обещание не оспаривать законченную сделку, скрепляемую часто специальной прибавкой к договорной цене ("вартум"). После уплаты цены договор купли-продажи мог быть расторгнут только при определенных обстоятельствах, например, при преднамеренном сокрытии продавцом изъянов вещи. Для расторжения договора в таком случае давался один месяц (ст. 278). Жесткие требования договора купли-продажи о немедленной плате предполагали его оформление фиктивной купчей и долговой распиской. Число свидетелей при такой сделке доходило до трех десятков.
    В Законах Хаммурапи закреплялись договор займа, найма вещей и людей, правила проведения ростовщических операций.
    Условия займа, найма, аренды земли были кабальными. От них страдали, прежде всего, бедняки. Так долг мог быть погашен за счет имущества должника, отработки долга самим должником, его женой, детьми. Арендатор земли должен был не только уплатить арендную плату, которая достигала 2/3 урожая, но и вернуть землю обработанной (ст. 42-43). Часто при передаче земли в аренду устанавливалась не только арендная плата, но и различные преподношения - мясом, мукой, деньгами. Арендатор платил полностью оговоренную сумму за аренду чаще вперед. Реже в договор включались условия о выплате части урожая. Для стимулирования аренды целины дополнительно к ней в аренду передавался и обработанный участок, чтобы малоимущий арендатор мог прокормиться с него, пока не поднимет целину.
    Специально предусмотрены в законах условия найма работника-земледельца. Статья 257 оговаривает своего рода заработную плату, выдаваемую ему серебром или хлебом. Наемный работник, не вырастивший хлеб на поле, укравший семена, изнуривший скот хозяина, должен был уплатить штраф зерном. Неуплата штрафа грозила ему жестокой смертью. Его разрывали с помощью скота на части (ЗХ, 256). При оставлении работы до срока работник терял наемную плату. Иногда при заключении договора найма работника в качестве условия оговаривалась возможность "кражи чего-либо", в случае совершения которой нанявшийся терял наемную плату, даже если вором был не он.
    Вместе с тем устанавливался максимальный размер процентов: 20% при займе серебра и 33,5% - при займе хлеба (ЗХ, 89). При отсутствии серебра у должника в счет погашения долга и процентов забирали другое движимое имущество при свидетелях (ЗХ, 90). Превышение процентных ставок по договору займа зерна влекло за собой потерю долга (ст. 91) так же, как в случае самоуправного изъятия им хлеба должника из жилища или с гумна (ст. 113). Возврат долга мог происходить по частям. С согласия кредитора долг мог быть перенесен на другое лицо путем изготовления специального документа. Причем заемный документ мог содержать в качестве условия возможность выплаты долга предъявителем. Появление такого договора стало своеобразной предтечей векселя.
    В Законах Хаммурапи регулировались и другие виды договоров, например, хранения, поручения, товарищества.
    Названные законы различали обязательства, возникающие из договоров и из причинения вреда. Как правило, нарушение стороной условий договора влекло за собой кратное возмещение либо потерю предоставленных по договору денег или имущества. Причинение вреда другому лицу и имуществу порождало обязательство возместить ущерб. Предусматривалась ответственность за небрежное выполнение работы.
    1.4. Особенности Законов Хаммурапи как источника права.
    Характерной чертой вышеуказанных правовых документов была их незавершенность. Положения Законов Хаммурапи касались главным образом правового регулирования отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Они не затрагивали многие важные области общественных отношений, отношений общин с царской властью и пр. В законах нередка констатация лишь противоправности того или иного деяния без указания санкции (например, убийство, чародейство и др.). Такой подход является лишним свидетельством того, что наряду с законом особое место среди источников права отводилось общинным обычаям, которыми и определялись эти санкции. Обычаи были главным строительным материалом для царских кодексов.
    Вместе с тем расхождение текстов Законов Хаммурапи, в том числе и терминологические, с живой юридической практикой, с текстами договоров, записанных на многочисленных дошедших до нас глиняных табличках, свидетельствуют о том, что над обычаем работали, а не просто воспроизводили его в законе.
    Право Вавилона так же, как право других древневосточных государств, несло на себе заметное влияние религии, религиозной идеологии. Но это влияние не было столь глубоким, как, например, в Индии, да и сама религиозная идеология отличалась рядом специфических черт.
    В религиозных верованиях не были разработаны понятия об аде и рае в загробной жизни, о посмертном воздаянии за добродетельный образ жизни. Потусторонний мир считался абсолютным злом, а все хорошее связывалось с земной жизнью. В шумерско-вавилонской иерархии ценностей не духовному совершенству, как, например, в Индии, а имуществу, богатству неизменно отводилось главенствующее место. Выше ставились лишь здоровье, долголетие, дети. Не что иное, как материальное благосостояние открывало доступ к наслаждению, которое наряду со служением богам считалось уделом человека.
    Это обстоятельство объясняет многие особенности права Древнего Вавилона, например, почти полное отсутствие в нем сакрально-религиозных мотивировок преступлений и религиозных санкций за их совершение, признание определенной личностной ценности человека, индивида, в том числе женщины (особенно владеющей имуществом), "светского" подхода в праве к храмовым должностям, которые могли продаваться, передаваться по наследству.
    В источниках права нет обоснованной логичной системы (с современной точки зрения) изложения норм. Нормы уголовного права чередуются с нормами, регулирующими процессуальные действия и имущественные отношения и пр. Но нельзя говорить о полном отсутствии логики и упорядоченности. В Законах Хаммурапи нормы права группируются по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществляется путем ассоциаций.
    1.5.Регулирование брачно-семейных отношений.
    Жизнь человека не считалась полной, если у него не было хорошей жены и нескольких детей. Патриархальные отношения в семье здесь сохранялись в течение длительного времени. Вместе с тем процессы разрушения больших патриархальных семей затронули во II тысячелетии до н.э. и это общество. В Вавилоне обозначилась тенденция ослабления власти мужа над женой, отца над детьми. Несмотря на это жена была лишена дееспособности. Например, заклад ею семейной собственности расценивался как кража у мужа.
    С точки зрения права вавилонскую женщину II тыс. до н.э. нельзя назвать полностью беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль еще долго сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В Вавилоне женщина могла быть свидетелем, жрицей, могла владеть имуществом и заниматься торговлей.
    Ни юный возраст невесты, ни отсутствие согласия женщины не были препятствием для заключения брака. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа (ЗХ, 175-176).
    Одним из распространенных условий брака была выкупная плата ("тархатум"), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения ("библум"). Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы, со стороны тестя - двойную плату того и другого.
    Безусловное осуждение всего, что нарушало целостность семьи, лежало в основе одной из религиозных заповедей вавилонян - не прелюбодействуй.
    Семья, в которой были дети, в принципе была в Вавилоне моногамной (сожительство с рабыней не бралось в расчет). Женщину, изменившую мужу, бросали в воду в случае, если муж ее не прощал. Длящаяся измена мужа, который "ходит из дома и очень позорит свою жену", давала право женщине уйти от мужа со своим приданым в дом отца. Это право она приобретала и тогда, когда муж клеветал на нее или покидал общину.
    По Законам Хаммурапи оставление мужем жены оговаривалось определенными условиями. Например, он мог уйти от бесплодной жены, дав ей выкуп и вернув приданое (ст. 138). Только расточительную и позорящую мужа жену можно было покинуть без всякой выкупной платы, оставив ее "в доме в качестве рабыни" (ЗХ, 141). .
    Одной из распространенных форм сделок по Законам Хаммурапи было усыновление. Оно осуществлялось в двух четко зафиксированных правом формах:
    - с назначением усыновленного наследником;
    - без такого назначения.
    В основе этих различий лежали разные цели усыновления. В первом случае - продолжение рода в бездетной семье, во втором - приобретение рабочих рук. Соответственно первая форма усыновления могла осуществляться только свободным мужчиной свободных детей от свободных родителей. Связи усыновленного по первой форме со своей предыдущей семьей порывались, он лишался в ней права наследования.
    Если говорить о наследственных правах родных детей, то традиционно наследство получали сыновья в равных долях. Лишение сына наследства было чрезмерно затруднено. Отец не мог лишить сына наследства даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды; только повторно нанесенная тяжкая обида со стороны сына давала ему это право (ЗХ, 169). Дочь, не получившая приданого от отца, могла вступить в наследство после смерти отца наряду с сыновьями (ЗХ, 189). По Законам Хаммурапи получала право наследования и пережившая мужа супруга, если он не подарил ей определенного имущества при жизни (ст. 172). Дарение в Вавилоне стало своеобразным эквивалентом наследования по завещанию. Дар мог предназначаться дочери в качестве приданого, сыну - для женитьбы или для последующей передачи в качестве приданого сестре, а также жене, которая могла отдать дар мужа после его смерти любому из своих детей.
    1.6.Судебный процесс.
    Четких различий между уголовным и гражданским судопроизводством в праве не проводилось. Однако уже выделился ряд правонарушений, преследование за которые государством не могло быть прекращено даже в случае примирения сторон и уплаты компенсации.
    В большинстве случаев истец или потерпевший должен был сам доставить ответчика в суд. Розыск и арест особо опасных преступников были делом царских наместников. Стороны сами представляли суду доказательства.
    Важным способом доказывания были свидетельские показания, особенно если они сопровождались клятвой, и ордалии - испытания с помощью воды и пр. Клятва могла, например, разрешить спор между арендатором и арендодателем о взыскании убытков. Клятва давалась перед жрецами. Клялись именем царей, богов, святилищ.
    Проводились допросы. По ряду дел обязательно требовались письменные доказательства - документы.
    Судебное дело завершалось выдачей решения. Судья не мог изменить это решение после его выдачи. Решение суда о наказании в виде смертной казни и членовредительства приводилось в исполнение немедленно и публично.
    
    Вопрос 2: Эволюция немецкой государственности: от Рейнского союза до Германской империи, ее отражение в конституционном праве Германии.
    2.1.Два объединения: Рейнский и Германский союзы.
    Падение "Священной римской империи германской нации" стало прямым следствием победоносных наполеоновских войн. В ходе этих кампаний была существенно перекроена политическая карта Европы. Развитие Германии по капиталистическому пути предрешено.
    Было ликвидировано множество мелких феодальных владений, которые или слились между собой, или вошли в состав крупных монархий. Наибольшие территориальные приобретения получили непосредственно зависимые от Наполеона государства, например, Баден, Бавария, Саксония. В 1807 г. было создано крупное королевство Вестфалия.
     В 1806 году 16 формально независимых государств были объединены в "Рейнский союз". По идее "Рейнский союз" формально возник как союз суверенных монархий. Но отношения их с Наполеоном строились на подчиненной основе. Государства "Рейнского союза" объявили о своем Выходе из "Священной римской империи", что и предопределило ее распад.
    В этих государствах были отменены сословные привилегии духовенства и дворянства, личная крепостная зависимость Крестьян. Реорганизованы судебная и правовая системы, введен в действие Французский гражданский кодекс 1804 г.
    Были проведены следующие экономические реформы: отмена в 1807 г. личной зависимости крестьян; введение свободной купли-продажи земли. Дворянство получило право заниматься предпринимательской деятельностью. Было введено новое налоговое обложение, распространявшееся частично и на дворян, осуществлена секуляризация церковных земель, отменены цеховые ограничения.
    Экономические преобразования сопровождались изменениями и в государственном аппарате: введением министерств, начал городского самоуправления и нового территориального деления на провинции. Проведена была и реорганизация армии: в офицерские школы, в частности, был открыт доступ лицам недворянского происхождения.
     Конец эпохи наполеоновских войн в Европе был ознаменован созданием нового объединения германских государств, правовой основой которого стал Союзный акт 1815 г., принятый на Венском конгрессе державами-победительницами. Они боялись возникновения в сердце Европы единого немецкого государства, но были заинтересованы в создании некоего конфедеративного форпоста у границ беспокойной Франции.
    В Германский союз кроме Австрии и Пруссии вошли еще 35 суверенных монархий (впоследствии - 32) - королевств, княжеств, герцогств и 4 вольных города, между которыми не существовало ни крепких экономических связей, ни единого законодательства, ни общих финансов или дипломатических служб.
    В новом объединении отсутствовали и центральные органы власти, кроме единственного - Союзного сейма. Союзный сейм состоял из представителей правительств объединившихся государств. Решения сейма требовали единодушного согласия всех его членов. На практике это было невозможным. В итоге этот орган бездействовал.
    Союзный акт 1815 г. предписывал не только форму отношений между немецкими государствами, но и будущее внутреннее устройство этих государств на основе сословно-представительных конституций.
     2.2.Первые конституции германских государств. Их историческое значение.
    С 1816 по 1847 гг. в большинстве германских государств были приняты, во исполнение решения Союзного акта 1815 г., первые конституции, в основном в форме октроированных (т.е. дарованных монархами) хартий.
    Устанавливаемые этими различными конституциями формы правления, структуры высших органов государственной власти мало чем отличались друг от друга. Во главе государства - монарх. Как правило, двухпалатный, контролируемый монархом сословно-представительный орган - ландтаг. И назначаемое и ответственное перед монархом правительство.
    Так, согласно конституции Великого герцогства Баденского, принятого в 1818 г., наследственный Великий герцог ("священный и неприкосновенный") объединял в своем лице все полномочия государственной власти. Но осуществлял их "в согласии с предписаниями Конституции" (ст. 5) и в согласии с создаваемым на основе конституции сословно-представительным двухпалатным органом - ландтагом.
    Высшая палата ландтага представляла собой феодальное учреждение, состоящее из принцев "великого герцогского дома", глав бывших влиятельных семей, нескольких депутатов от земского дворянства, университетов и лиц, назначенных герцогом. Нижняя палата избиралась из депутатов городских и сельских округов на основе двухстепенных выборов лицами, достигшими 25-летнего возраста, с учетом ценза оседлости. Возрастной ценз для самих депутатов повышался до 30 лет. Порядок выборов нижней палаты стал, таким образом, выражением ограниченных форм народного представительства, лишенного, однако, каких бы то ни было самостоятельных полномочий.
    Конституция всю полноту исполнительной власти и контроль над властью законодательной вверяла Великому герцогу, который мог созывать, распускать ландтаг, откладывать его заседания, расширять или сужать круг вопросов, подлежащих обсуждению, "если они не были отнесены к ведению ландтага "самой Конституцией" (ст. 50).
    Великому герцогу предоставлялось вместе с каждой из палат право законодательной инициативы, право утверждения (фактически в форме абсолютного вето) и обнародования законов, а также право издания для исполнения законов "распоряжений, регламентов и общих указов" (ст. 66).
    Более того, Конституция предусматривала и издание герцогом указов в связи с принятием мер, "которые по своему значению относятся к компетенции народного собрания, если они были крайне необходимы в видах государственной пользы..." (ст. 66).
    Конституция, однако, не соответствовала бы своему новому назначению, если бы она не говорила и об определенных ограничениях законодательных прав герцога, которые касались бюджета и изменения самой конституции. Налоги не могли впредь устанавливаться и взиматься без согласия палат, а все законы, дополняющие, разъясняющие или изменяющие конституционный акт, требовали для принятия квалифицированного большинства голосов от числа присутствующих в каждой палате членов (ст. 64). При этом, военные налоги устанавливались без согласия палат (ст. 63), в бюджет были включены статьи "о секретных расходах" и "долговременных налогах", связанных с договорами правительства (ст. 63), а также категорически запрещалось ландтагу "ставить свое согласие на взимание налогов в зависимость от каких бы то ни было условий" (ст. 56).
    Правительство по Конституции несло ответственность за свои действия только перед королем. В его обязанность входил отчет перед ландтагом о расходах предыдущего сметного и внесение проекта очередного бюджета. Члены Правительства назначались и сменялись только королем.
     Все германские конституции включали ограниченный перечень демократических прав и свобод (в некоторых хартиях содержался специальный "каталог Основных прав"). Не предусматривался и перечень правовых гарантий осуществления прав и свобод.
    Так, провозглашенное в Конституции Баденского герцогства положение о равноправии членов общества соседствовало с перечислением многочисленных привилегий дворянства.
    В декларируемый перечень прав и свобод входили: свобода совести, печати, передвижения, выбора профессии, неприкосновенность частной собственности и личности, независимость судей и право граждан на ведение их уголовных дел в обычных судах, запрещение произвольных арестов.
    Говоря о крайне ограниченном характере либерально-демократических положений первых германских конституций, нельзя не отметить их исторического значения. Конституции положили начало развитию германского конституционализма. Стали одним из факторов, способствовавших медленному эволюционному превращению абсолютных монархий Германского союза в ограниченные (конституционные), и тем самым открывали возможности для формирования либеральной оппозиции, что явилось первым серьезным достижением немецкой буржуазии в борьбе за политическую власть.
    2.3.Влияние революции 1848 г. на дальнейшее развитие германского конституционализма.
    Необходимость создания единого государства стала особенно очевидна в середине XIX в. На стадии завершения промышленного переворота, который в отличие от Англии и Франции начался в Германии задолго до революции, в условиях политической раздробленности сохранялся феодальный строй общества в значительной части немецкой деревни. Это обусловливало стремление создать независимое единое государство. Без уничтожения феодальных и полуфеодальных порядков, без окончательного утверждения национального единства не мог в полной мере быть обеспечен капиталистический прогресс. Необходимо было преодолеть отставание в развитии сравнительно с другими странами европейского континента.
    В переменах было заинтересовано подавляющее большинство немецкого народа, которому противостояли крупные и мелкие монархи, опиравшиеся на высшее дворянство, верхушку бюрократии и военных, отстаивающую свои наследственные и благоприобретенные привилегии.
    Оппозицией предлагались различные пути и формы объединения.
    Основываясь на реальной оценке соотношения социально-политических сил и настроений в стране, либеральная буржуазия отстаивала идею создания федеральной конституционной монархии с либеральным режимом под эгидой одного из крупнейших германских государств, Пруссии или Австрии.
    Мелкобуржуазная демократия отвергала возможное покровительство Австрии и Пруссии. Требовала неограниченной свободы ассоциаций, вооружения народа, полной свободы слова и печати, уничтожения всех привилегий дворянства, ликвидации феодальных отношений в деревне.
    К. Маркс и Ф. Энгельс, принимавшие непосредственное участие в революции, выступали за единую демократическую германскую республику, рожденную в "буре войны и революции".
    Апогеем германской революции стало мартовское массовое восстание в столице Пруссии Берлине в 1848 г. Король прусский Фридрих-Вильгельм IV, стремясь погасить революцию, подписал в марте 1848 г. серию указов. В них была признана необходимость конституционной монархии. Указами создано новое либеральное правительство, провозглашены свободы личности, союзов, собраний, печати и др.
    Последующий разгром революции привел к отказу от многих демократических обещаний. Ландтаг был разогнан, распущены демократические клубы, запрещены собрания и митинги, разоружено гражданское ополчение и пр.
    Революция не прошла бесследно. Во всех сферах общественной жизни: в экономической, социальной, идеологической, политической, - произошли серьезные изменения. Предприниматели могли отныне пользоваться относительно либеральными законами о концессиях, о горной промышленности, особенно при создании акционерных обществ. В 1850 г. вышли законы о выкупе крестьянами земли, которые либо отменяли еще не отмененные феодальные повинности, либо переводили их в категорию капиталистической ренты, и пр.
    В Пруссии в 1850 г. была принята Конституция, позволившая в последующие годы создать первые буржуазные оппозиционные партии, использовать ландтаг в качестве публичной трибуны открытой критики правительственной политики.
     2.4.Прусская Конституция 1850 г.
    В Конституции Пруссии также декларируются права и свободы. Их перечень более обширный, чем в прежних конституциях. Предусматривается:
    - равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ;
    - доступность всех общественных должностей;
    - личная свобода, неприкосновенность личной собственности, жилища, свободы слова (с запрещением цензуры), собраний, союзов с "соблюдением общественной безопасности" и пр.
    Подробная регламентация всех этих прав и свобод должна была быть осуществлена текущим законодательством, которое так и осталось неразработанным.
    Эти пробелы заполнялись впоследствии правительственными распоряжениями.
    Значительное место в конституции традиционно было уделено развитию школьного образования. Провозглашалась свобода "науки и преподавания", бесплатное обучение в публичных начальных школах. Но Конституция предписывала строгий государственный надзор за школами с целью пресечения всякого вольнодумства.
    Армии в Конституции 1850 г. уделялось особое внимание. Высшее командование армией осуществлял король (ст. 46). В статьях 34-39 закреплялась всеобщая воинская повинность, право короля в случае войны созывать народное ополчение, использовать армию для подавления внутренних беспорядков, издавать постановления о воинской дисциплине.
    Последующие титулы (III-VI) Конституции посвящены высшим органам государственной власти. Их структура, компетенция и взаимоотношения между собой и населением мало чем отличались от соответствующих разделов других октроированных германских хартий.
    Личность короля также провозглашалась неприкосновенной (но не священной), в его руках сосредоточивались обширные полномочия:
    - командование армией;
    - назначение правительства, и прежде всего, министра-президента, ответственного перед ним, всех высших гражданских и военных должностных лиц;
    - право объявлять войну и мир, заключать договоры (торговые договоры, возлагающие обязательства государства на частных лиц, подлежали одобрению палат).
     "Законодательная власть осуществляется совместно королем и обеими палатами" (ст. 62). Предусматривалось право короля на издание особых распоряжений "когда этого требовало сохранение общественной безопасности или устранение необычных бедствий, если палаты не заседали" (ст. 63). Королю вверялся контроль над двухпалатным ландтагом, в том числе право его досрочного роспуска, с оговорками, что выборы в новый ландтаг должны быть проведены в 60-дневный срок, а созыв палат - в 90-дневный срок.
     Конституция Пруссии формально предусматривала строгую государственную финансово-налоговую дисциплину:
    - требовала ежегодного утверждения законом бюджета (ст. 99), взимания налогов, податей, займов только на основании законов (ст. 100, 103);
    - обязательного одобрения палатами всех расходов сверх установленных бюджетом, отчета правительства по использованию бюджетных средств (ст. 104), пересмотра и уничтожения всех привилегий в области налогов (ст. 101) и пр.
    Эти статьи Конституции, свидетельствовали о более высоком уровне конституционной разработки одного из важнейших требований всех буржуазных революций.
    Специфические черты прусской Конституции 1850 г. нашли отражение и в особых способах формирования нижней палаты ландтага. Согласно указу короля 1849 г., перенесенному впоследствии в Конституцию 1850 г., все избиратели нижней палаты (верхняя "палата господ" формировалась королем) делились на три курии (разряда) по размеру уплачиваемых прямых государственных налогов. Каждый разряд в целом платил третью часть общей суммы налогов и выбирал третью часть выборщиков (ст. 71), которые в свою очередь и выбирали депутатов. Несмотря на массовое движение за отмену этой избирательной системы, особенно в начале XX в., она продолжала существовать в Пруссии до Ноябрьской революции 1918 г.
    Конституция не предусматривала иных гарантий ее соблюдения, кроме принесения членами обеих палат и государственными чиновникам присяги верности и повиновения королю и Конституции (ст. 108). Ни король, ни армия не присягали в соблюдении Конституции.
     2.5.Франкфуртская Конституция Германской империи 1849 г.
    В апреле 1848 г. собрание представителей местных ландтагов выступило с инициативой созыва общего германского парламента во Франкфурте-на-Майне. Избранное на основе двухстепенной избирательной системы Национальное собрание открыло свои заседания в мае 1848 г. Собрание состояло главным образом из представителей либеральной буржуазии и умеренной мелкобуржуазной демократии, большинство которых в качестве своей главной задачи считало принятие конституции объединенной на федеральной основе Германии.
    Главным достоинством Конституции 1849 г., внесшей значительный вклад в историю развития германского конституционализма, явилась разработка правовых основ такой модели федерального государства, которая, как представляется, в наибольшей мере соответствовала и учитывала исторические, политические, социальные условия и задачи, стоящие перед объединенной Германией того времени.
    В Германскую федерацию, по Конституции, должны были входить государства и территории Германского союза. При этом субъекты федерации должны были сохранить свою независимость, иметь свои конституции и администрацию.
    Перед имперскими (общими) властями была поставлена задача создания единой дипломатической службы и проведения единой внешней политики.
    Империи принадлежало право войны и мира, распоряжения всеми вооруженными силами объединенной Германии, издания законов, касающихся военной организации, назначения в случае войны высшего имперского командования, а также исключительное право содержания военно-морского флота.
    Последующий блок статей (7-9) закреплял конституционные основы создания единого экономического пространства.
    Конституция вместе с введением единого гражданства предусмотрела необходимость создания единого правового пространства, закрепив право и обязанность империи разработать и издать общие уложения гражданского, торгового, вексельного и уголовного права.
    При этом утверждался принцип верховенства Конституции. Общефедеральные законы ставились выше законов отдельных государств, если в них точно не оговорено обратное (§ 66, ст. 13, разд. II).
    Система органов федеральной власти в силу, видимо, спешки не была так тщательно прописана, как разграничение полномочий федеральных и земельных властей.
    Во главе империи должен был встать один из крупных царствующих германских монархов, Австрии или Пруссии. Ему отводилась объединяющая роль. Император должен был осуществлять свою власть через назначаемых им министров.
    За главой империи закреплялось право законодательной инициативы, право созыва и роспуска народной палаты, публикации имперских законов и издания для их исполнения распоряжений. Но и издание, и отмена, и изменения, и объяснения имперских законов требовали обязательного постановления рейхстага (§ 102, ст. 5, разд. IV). Столь же тщательно, как и в прусской Конституции, был разработан вопрос о контроле рейхстага за кредитно-финансовой сферой, принятием бюджета, росписью расходов и пр.
    Любой закон, согласно Конституции, должен был быть Принят обеими палатами рейхстага: палатой государств и палатой народов, и утвержден правительством, несогласие которого с ним могло быть преодолено, "если одно и то же Постановление было принято без изменения в трех непосредственно следующих одна за другой сессиях" (§ 101).
    При всех достоинствах Конституции главным ее недостатком стало то, что она осталась только на бумаге. Король Пруссии, которому была предложена корона императора, отверг конституцию. Он предпринял собственные попытки объединения Германии, первым шагом к которому должна была служить уния трех государств: Пруссии. Саксонии и Ганновера. Но объединение не состоялось, ему воспрепятствовали три главных нерешенных проблемы Германии:
    - местный сепаратизм;
    - сопротивление крупных европейских держав;
    - а также непрекращающееся соперничество Австрии и Пруссии за роль гегемона в будущей объединенной Германии.
    Только разрешение этих проблем способно было привести к созданию германского государственного единства.
    2.6.Борьба Пруссии за гегемонию в Германии. Образование Северо-Германского союза.
    Борьба Пруссии за власть в Германии началась с утверждения своего лидерства в создании единого немецкого экономического пространства.
    Образование Германского союза не решило проблемы экономического и таможенного объединения Германии. В этих условиях Пруссия в 1818 г. приняла новый таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свободу передвижения между всеми его провинциями. Этот закон установил также покровительственный таможенный тариф для прусских товаров.
    Еще в 1819 г. на Венской конференции германских правительств делегаты Пруссии выступили с инициативой распространить действие прусского таможенного закона на весь Союз. Это предложение не было подержанно.
    Тем не менее, с 1819 по 1833 г. Пруссия добилась заключения целого ряда таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Итогом объединительной политики Пруссии стало создание в 1834 г. Таможенного союза германских государств. Реальному таможенному и экономическому объединению в рамках Таможенного союза Австрия могла противопоставить лишь формальное политическое объединение германских государств в пределах Германского союза.
    Попытки Австрии проникнуть в Таможенный союз и подчинить его Союзному сейму, подорвав тем самым позиции Пруссии, либо создать новый под своей эгидой были сорваны Пруссией.
    В 1847 г. на очередной конференции Таможенного союза, проходившей в Лейпциге, был принят Общегерманский вексельный устав. Его принятие в значительной мере укрепило позиции Пруссии в правовой сфере. В основу устава был положен проект Вексельного закона, разработанный прусскими юристами.
    Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения в политически раздробленной стране стало беспрецедентным событием. Оно окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового пространства Германии. Пруссия выступает с предложением о реформе Германского союза, создании "национального представительства при центральном органе Союза".
    Война с Данией, закончившаяся подписанием мирного договора в 1864 г., а затем с Австрией в 1866 г. привели к увеличению территории Пруссии и изменению соотношения сил на международной арене.
    В том же 1866 г. был упразднен Германский союз и образован Северо-Германский союз, в который вошли все северные и ряд западных и южных немецких государств, всего 28 - с числом населения в 30 млн. человек.
    В 1867 году была принята Конституция Северо-Германского союза, согласно которой президенту Союза - прусскому королю - передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд других важных полномочий. Создавался на основе всеобщего избирательного права Общесоюзный рейхстаг, которому стало принадлежать исключительное право установления налогов.
    Победоносная война с Францией в 1871 г. привела к отторжению от нее Эльзаса и Лотарингии и к выплате огромной контрибуции в 5 млрд. франков в пользу Германии. В дни войны завершилось объединение Германии. Так называемые "оборонительные договоры" Северо-Германского союза с герцогствами стали правовой основой их вступления в новый Союз, преобразованный в 1871 г. в Германскую империю.
    18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I.
    2.7.Конституция и государственный строй Германской империи.
    В 1871 г была принята Конституция Германской империи. Она учредила федеративное устройство государства. Субъекты федерации передавали ряд важных полномочий центральной власти, сохраняя автономию в некоторых вопросах. Источником документа стала Конституция Северо-Германского союза, а также принципы Общегерманской Конституции 1849 г.
    Конституция наделяла федеральное собрание (Союзный совет - бундесрат + рейхстаг) законодательной властью в вопросах организации армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными" (гл. II, ст. 2). В статьи третьей главы "Союзный совет" (Bundesrat) Конституции 1871 г. включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название "союза неравных". Бундесрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного количества представителей от входящих в федерацию государств. Пруссии было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции.
    В Союзном совете были представлены не народы субъектов федерации, а представители местных монархов: королей, князей, герцогов. Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал по Конституции обширными полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего, канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр.
    Представление о роли императора в конституционном механизме было бы неполным без выяснения положения имперского канцлера, воплощавшего в своем лице правительство империи, должность которого традиционно замещал министр-президент Пруссии, и более того, бессменно с 1862 по 1890 г. - О. Бисмарк. Канцлер являлся Председателем бундесрата. При голосовании в верхней палате парламента его голос был решающим. На исполнительную власть не возлагалась ответственность.
    Рейхстаг являлся представительным общенациональным органом. Избирался населением. Обладал правом законодательной инициативы по вопросам гражданства, торговли и финансов, прав граждан, полицейского надзора в пределах своей компетенции.
    Конституция отразила результат эволюции германской государственности: от абсолютной монархии к конституционной. Однако, не все передовые принципы и институты демократической власти воплотились в жизнь.
    
    Вопрос 3: Законодательство народного фронта во Франции.
    3.1.Третья республика в XX в. и ее падение.
     3.1.1.Партийная и избирательная системы.
    Государственное развитие Франции в XX в., в отличие от Великобритании, происходило в условиях поляризации и открытого противоборства правых и левых сил, партий и группировок. Это приводило не только к частым изменениям в политическом режиме, но и к глубоким реформам государственного строя, периодической смене провозглашаемых конституционных принципов.
    В условиях многопартийности, острого соперничества партийных блоков особое значение приобретала борьба вокруг избирательных реформ. Закон 1919 г. предусмотрел замену мажоритарной системы системой пропорционального представительства. Однако новая система была значительно искажена тем, что в законе было предусмотрено получение партиями дополнительных мест в виде "премий" за победу в избирательном округе. В 1927 г. мажоритарная система была восстановлена.
    По закону 1927 г. Франция и ряд ее заморских владений делились на сотни избирательных округов, от каждого из которых выбирался в парламент 1 депутат. Выборы проводились в два тура. В первом туре для избрания необходимо было получить абсолютное большинство голосов. Если этого не происходило, то во втором туре кандидату от какой-либо партии было достаточно получить относительное большинство голосов, лишь бы их было больше, чем у каждого из соперников.
    Новая система выборов обеспечивала преимущество многочисленным правым партиям. Центр тяжести избирательной кампании переносился на второй тур, где эти партии могли выступать единым блоком и выставлять общих кандидатов. Искажение воли избирателей под действием такой мажоритарной системы дополнялось "перекройкой" избирательных округов, созданием неравных по численности населения округов в промышленных и сельских районах.
    3.2.Изменения в государственном аппарате.
    После первой мировой войны основы государственного строя Франции формально определялись конституционными законами 1875 года. Однако постепенное ослабление фактической роли главы государства - президента, низведение его полномочий до "церемониальных", не сопровождалось серьезным восстановлением равновесия исполнительной и законодательной власти за счет законодательного закрепления полномочий правительства. Кризис власти продолжал разрастаться. Как известно, пост председателя совета министров и организационная структура правительства получили юридическое оформление только в 1934-1935 гг.
    Конечно, на практике тенденция относительного возрастания роли исполнительной власти не обошла стороной и Францию. Так, в период между войнами к правительству окончательно перешло право издания нормативных актов по различным вопросам государственной жизни. При этом оно опиралось на сложившуюся еще в XIX в. доктрину "регламентарной власти". Согласно этой доктрине, правительство могло издавать нормативные акты без делегирования ему законодательных полномочий парламентом, на основе собственных привилегий.
    Формально правительственные декреты должны были лишь дополнять, уточнять законодательство и носили подзаконный характер. На деле правительство неоднократно принимало акты, имевшие силу закона, и отменяло прежние законодательные акты. Кроме того, парламент периодически предоставлял правым кабинетам чрезвычайные полномочия и исключительное право законодательствовать в форме "декретов-законов" (например, в 1918, 1921, 1934, 1938-1939 гг.).
    Вместе с тем, Третья республика до второй мировой войны не случайно именуется "режимом Собраний" или "абсолютным парламентаризмом". Контроль парламента, с его обилием фракционных группировок (около 20 в 30-е гг.) над правительством приобрел гипертрофированные формы, приводившие к политической нестабильности, частым правительственным кризисам и отставкам кабинетов. Средняя продолжительность пребывания кабинета у власти была очень маленькой. Нередко кабинеты уходили в отставку в результате недоверия, выраженного только верхней палатой - Сенатом. Явное нарушение равновесия властей и "системы сдержек и противовесов" в пользу парламента, при неспособности парламента эффективно выполнять правительственные функции управления, серьезно подорвали способность политической системы Франции противостоять экономическому и политическому кризису 30-х гг., усилению авторитарных тенденций и германской агрессии.
    3.3.Народный фронт.
    В начале 30-х гг., по мере углубления экономического кризиса и обострения социальных противоречий, во Франции возросла активность крайне правых организаций фашистского толка ("Огненные кресты" и др.). В феврале 1934 г. была предпринята попытка фашистского путча, который провалился благодаря солидарности демократических сил страны, организовавших массовые антифашистские выступления. Воспользовавшись обстановкой, правительства правых сил, сменявшие друг друга у власти, издали ряд чрезвычайных декретов, ущемлявших демократические свободы.
    Усиление реакционных тенденций в политической жизни страны привело к объединению антифашистских сил, получившему название Народного фронта. В него вошли партии коммунистов, социалистов и радикалов, подписавшие соглашение о единстве действий, а также более сорока различных демократических организаций. В январе 1936 г. была опубликована программа Народного фронта. В политической области основными требованиями Народного фронта был роспуск и разоружение фашистских организаций, отмена репрессивного законодательства, создание системы коллективной безопасности в Европе. В экономической сфере планировались меры по повышению жизненного уровня населения, по борьбе с безработицей, реорганизация Французского банка и введение контроля над крупнейшими банками, национализация военной промышленности.
    На выборах в 1936 г. Народный фронт одержал победу. Было сформировано правительство из социалистов и радикалов. До 1937 г. была выполнена часть программы левых сил: повышена заработная плата рабочим, введена 40-часовая рабочая неделя, проведена реформа Французского банка, отменены чрезвычайные декреты, частично национализирована военная промышленность. К фашистским организациям был применен закон о роспуске военизированных группировок.
    Народный фронт сыграл большую роль в предотвращении попыток французских правых сил установить режим авторитарного типа. Однако внутренние разногласия в антифашистском блоке привели к расколу этого союза. В результате последовательной смены правительств, в 1938 г. у власти утвердилось правое крыло радикалов, которое пошло на ликвидацию основных мероприятий левого блока и окончательный разрыв с Народным фронтом.
    3.4.Падение Третьей республики. Движение Сопротивления.
    Падение Третьей республики стало закономерным результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.
    После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной не оккупированной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства. Оно получило название "правительство Виши" - по названию курортного городка, его резиденции. Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов была отменена должность президента республики. Функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти, возложил на себя немецкий генерал. "Режим Виши" являлся военно-авторитарным режимом. Функции правительства были еще более ограничены с осени 1942 г., когда немцы ввели в южную зону свои войска.
    Борьбу против нацистов на территории Франции возглавили коммунисты, по инициативе которых многочисленные антифашистские организации объединились в Национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции ("Сражающаяся Франция"). В 1943-1944 гг. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения как Временное правительство Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождения в 1944-1946 гг.
    
     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Всемирная история / Под ред. Дружинина С.А. - М., 2000 г.
    2. История государства и права зарубежных стран. Т.1,2 / Под ред. Тихомирова. А.Н. - М., 2001 г.
    3. Мировая история / Под ред. Сухоруковой А.П. - М.. 1999 г.
    4. Абдурахманова И. В., Орлова Н. Е. История государства и права зарубежных стран: 100 экзаменационных ответов / Экспресс-справочник для студентов вузов. - М.: ИКЦ "МарТ", Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2003.
    

   ♦ Может Вас заинтересует Библиотека сайта - небольшое собрание редких научных статей, сформированное на основе тщательного отбора качественной, ценной информации. Мы ЦЕНИМ своих клиентов! Пользуйтесь на здоровье!
   ♦ Если Вы не так сильно заняты, тогда приглашаем Вас принять участие в творческих конкурсах , тем более, что в одном из них предлагается денежное вознаграждение.





 © Идея и создание: Асташева Елена 2006

На главную


Назад


Примеры готовых работ


Заказать работу


Новости


Книга жалоб и предложений ответы на вопросы, предложения, советы, пожелания, критические замечания


Конкурсы




По поводу размещения рекламы пишите: snova5ka@rambler.ru


































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Ответим на все вопросы. Пишите: snova5ka@rambler.ru