snova5ka - простое решение сложных вопросов

Качественные авторские работы: готовые и на заказ.
Профессиональная помощь в написании уникальной работы по юриспруденции, политологии, социологии, психологии и другим гуманитарным дисциплинам.


...Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле... (Аристотель)


Бесплатно

(бесплатные контрольные работы по праву (юриспруденции, правоведению, юридическим дисциплинам), психологии, политологии, социологии, философии, скачать, скопировать бесплатно)

    Коллекция бесплатных контрольных работ по гуманитарным дисциплинам также является объединением авторских уникальных трудов. Работы помещены в бесплатный раздел, так как они не соответствуют критерию "реферат" по объему и глубине исследования.


    История Отечества, России.

     Вопрос 1: Почему реформы русских правителей часто начинались с военных преобразований? Случайность ли это?
    Одной из основных функций такого общественного института как государство является функция обороны страны. Она включает в себя охрану целостности государства, территориальных границ страны, поддержку государственного суверенитета.
    С того момента как образовалась Киевская Русь, выделилась и обозначенная функция.
    Её современное значение отличается от роли функции обороны страны в разные периоды исторического развития. Сегодня не происходит расширение границ России за счет захвата новых земель. Последнее значительное перераспределение территорий между государствами произошло после окончания Второй мировой войны.
    На протяжении всей истории российского государства в другие периоды происходило его укрупнение за счет захвата территорий. С увеличением общей протяженности границ возникала потребность в их эффективной защите. Ведь государство получило часть прав и свобод граждан в обмен на осуществление защиты их интересов (по одной из теорий о происхождении государства).
    Непосредственно для расширения территории необходима была сильная армия.
    История России знает очень много войн. Были победы, были и поражения. На войне случайных побед не бывает.
    Поэтому военные преобразования всегда были направлены на совершенствование видов вооружения; на улучшение структуры и качественного состава руководства военных. Особое внимание всегда уделялось финансированию военной промышленности и материальному обеспечению армии.
    Интересным фактом в историческом развитии России стала необходимость использования армии в качестве опоры самодержавия. Это было необходимо на фоне массовых крестьянских восстаний, междоусобиц, усиливавшихся классовых противоречий. Часто и внутри одного социального класса происходили стычки. Например, печально знаменитая эпоха дворцовых переворотов не коснулась крестьян и дворянства. Это была "война" внутри правящего слоя.
    Развитие всего мирового сообщества требовало переоснащения и реформирования российской армии. Естественные экономические и демографические процессы влияли на состояние армий разных государств. Для того, чтобы не быть завоеванной другими государствами российским правителям приходилось преобразовывать армию.
    Например, поражение царской России в Крымской войне, вскрыло военно-техническую отсталость николаевской армии. Рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав настоятельно требовали коренной реорганизации всего военного дела в России. Но реорганизация армии на новых началах, ее перевооружение во многом зависели от технико-экономического потенциала страны, главным образом от состояния промышленности и транспорта. Поэтому военные преобразования не могли быть осуществлены сразу, они проводились постепенно и параллельно с другими реформами.
    Итак, взошедший на престол князь, царь, император; выбранный президент сталкиваются в первую очередь с необходимостью реформирования армии. Интересы национальной как внутренней, так и внешней безопасности диктуют свои условия. Армия всегда должна быть лояльна по отношению к действующей государственной власти. Возможно поэтому каждый "новый" правитель хотел при себе держать покорный, мощный и удобный в использовании инструмент осуществления оборонных функций государства и защиты государственной власти.
    
    Вопрос 2: Какие реформы в истории России Вы считаете самыми важными и почему?
    Одним из самых важных этапов исторического развития России считаю реформы 1863 - 1874 годов. Отмена крепостного права в 1861 году вызвала необходимость осуществления и других преобразований - в области государственного устройства, местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.
    2.1 Перечислим наиболее значимые реформы этого периода и вкратце изложим их суть.
    1) Реформы в области местного управления.
    Нормативно-правовая основа: Положение о губернских и уездных земских учреждениях, утвержденное 1 января 1864 г. Александром II.
    Суть реформы: по этому закону создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). И те и другие избирались на трехлетний срок. Члены земских собраний получили название "гласных" (имевших право голоса). Количество уездных гласных по разным уездам колебалось от 10 до 96, а губернских от 15 до 100. Уездные и губернские управы состояли из 4-6 членов. Из 78 губерний России Положение о земских учреждениях распространялось всего на 34 губернии. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии и на национальные окраины России.
    Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведении земств находились: устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело, даже постройка церквей и содержание местных тюрем и домов для умалишенных.
    2) Городская реформа.
    Нормативно-правовая основа: 16 июня 1870 г. проект "Городового положения" был утвержден Александром II и стал законом.
    Суть реформы: в 509 городах России вводились новые, бессословные органы городского самоуправления - городские думы, избираемые на 4 года. Городские думы в свою очередь избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы - городские управы, состоящие из городского головы, его "товарища" (заместителя) и нескольких членов. Городской голова являлся председателем городской думы и городской управы.
    Как и земства, городские думы не имели принудительной власти и для исполнения своих постановлений обязаны были прибегать к помощи полиции, им не подчиненной. По существу реальная власть в городе принадлежала губернаторам и градоначальникам.
    3) Судебная реформа.
    Нормативно-правовая база: в сентябре 1862 г. царем были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам "Основные положения преобразования судебной части в России". Затем они легли в основу разработки судебных уставов. В ноябре 1864 г. проекты судебных уставов были утверждены Александром II.
    Суть реформы: судебные уставы предусматривали бессословность суда и его не зависимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов. Вводились новые судебные учреждения - коронный и мировой суды. Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных - адвокатуру, а также институт судебных следователей - особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам.
    Впервые в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные конторы.
    В связи с подготовкой этой судебной реформы была проведена и такая важная мера, как отмена телесных наказаний (правда сегодня многие отмечают, что это была лишь формальность).
    4) Финансовые реформы.
    Разработки по централизации финансового дела и упорядочению государственного бюджета легли в основу закона 1862 г., по которому единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов. Смета доходов и расходов государственного бюджета отныне ежегодно проходила через Государственный совет. Указом 21 декабря 1864 г. была преобразована система государственного контроля. Во всех губерниях были учреждены контрольные палаты, не зависевшие от местной администрации и подчинявшиеся только государственному контролеру.
    В 1870 г. был введен государственный налог на землю в размере от 0,25 до 10 копеек с десятины (в зависимости от ценности угодий).
    Была отменена система откупов, при которой большая часть косвенных налогов шла не в казну, а в карманы откупщиков.
    5) Реформы в области народного образования и печати.
    14 июля 1864 г. было утверждено "Положение о начальных народных училищах". Оно предоставляло право открывать начальные школы общественным учреждениям и частным лицам, но с разрешения властей. В программу начальных училищ входило преподавание чтения, письма, четырех правил арифметики, "закона Божьего" и церковного пения.
    19 ноября 1864 г. был утвержден "Устав гимназий и прогимназий". Он вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. Прежние гимназии разделялись на классические и реальные. Классические гимназии давали гуманитарное образование: в основу его было положено преподавание древних языков - латинского и греческого. В реальных гимназиях увеличивался объем преподавания математики и естествознания за счет сокращения часов на гуманитарные предметы.
    Университетский устав в пятой редакции был утвержден 16 июня 1863 г. императором и получил силу закона. Это был самый либеральный из всех университетских уставов в дореволюционной России.
    Действие Университетского устава 1863 г. распространялось на 5 существовавших к тому времени российских университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Киевский.
    По Уставу 1863 г. каждый университет должен был иметь 4 факультета - историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В Петербургском университете вместо медицинского был восточный факультет. В полтора раза увеличивалось число штатных профессоров. Вводились новые дисциплины в преподавании и в связи с этим открывались новые кафедры. Вдвое увеличивались денежные оклады профессорам и преподавателям.
    Совет университета получал право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы: присуждать ученые степени и звания, распределять государственные средства по факультетам, разделять сами факультеты на отделения, заменять одни кафедры на другие, открывать новые кафедры, отправлять молодых ученых за границу на стажировку.
    Начало высшему женскому образованию в России было положено в рамках процесса реформирования. В 1869 г. в Москве открылись Лубянские высшие женские курсы, а в 1870 г. - Владимирские в Петербурге и "Систематические" по естественным наукам в Киеве. В 1872 г. при Николаевском госпитале в Петербурге были созданы Высшие медицинские женские курсы, в Москве - Высшие женские курсы профессора В.И. Герье историко-филологического направления. В 1876 г. в Казани были открыты Высшие женские курсы с двумя факультетами - физико-математическим и историко-филологическим. В 1878 г. аналогичные курсы были созданы в Киеве и по инициативе профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге.
    В 1855 г. был упразднен учрежденный в 1848 г. Николаем I для усиления надзора за печатью печально знаменитый Бутурлинский комитет.
    6 апреля 1865 г. в виде "Временных правил о печати" был принят закон о цензуре.
    Временные правила отменяли предварительную цензуру для оригинальных сочинений объемом не менее 10 печатных листов, а для переводных - не менее 20 листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел. На провинциальную печать и массовую литературу для народа цензура сохранялась в полной мере.
    Эти либеральные для своего времени реформы были частично отменены после поворот к реакции с 1866 г.
    6) Военные реформы 1861 - 1874 годов.
    В 60 - 70-х годах XIX в. была проведена целая серия военных реформ, начавшихся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившихся наиболее важной реформой - новой системой комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.
    С 1866 г. гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. На вооружение была принята скорострельная винтовка системы Бердана. Началось строительство военного парового флота.
    Итак, мы дали краткое понятие о содержании реформ 1863 - 1874 годов. Почему они имели большое значение?
    2.2 В 1861 году официально был отменен крепостной строй. В связи с этим возникла необходимость реформирования почти всех отраслей государственного, экономического и социального устройства России.
    Эти реформы явились основой быстрого роста экономики и культуры страны. Главное, что кардинальным образом менялось положение закрепощенного сословия. И хотя политика того времени не привела наше государство к построению капитализма по одной из западных моделей, значение этих реформ велико.
    Капиталистические отношения складывались в России, как доказано в трудах отечественных историков и экономистов, еще задолго до отмены крепостного права. Однако утверждение капитализма как экономической и социальной системы происходило уже в реформенное время. Оцениваемые преобразования явились важным условием более интенсивного развития капитализма. Происходила ломка феодальных отношений в сфере сельского хозяйства, завершался процесс технического перевооружения промышленности, создавался механизированный транспорт, и складывались новые, характерные для капиталистической страны, социальные слои населения - пролетариат и промышленная буржуазия.
    Основная тенденция частного землевладения в пореформенной России заключалась в переходе его от сословности к бессословности - к созданию буржуазной земельной собственности. Дворянское землевладение сокращалось вследствие продажи дворянами своих земель представителям других сословий. К концу XIX в. среди покупщиков дворянской земли стали преобладать купцы, мещане, но более всего крестьяне.
    Земля втягивалась в торговый оборот. Ценность дворянских земель к началу XX в. возросла с 1,25 млрд. руб. до 2,5 млрд., т.е. удвоилась.
    Известно, что существовало два типа общины: простая, состоявшая из одного селения или его части (если это селение принадлежало нескольким помещикам), и сложная, состоявшая из нескольких селений. Пореформенное изменение территориального состава общины выражалось в разделении сложных общин на простые и в соединении общин, составлявших части одного селения, в одно сельское общество. Естественно, что следствием этого был процесс перераспределения земель. Новые социально-экономические процессы подтачивали устои общины. Углублялось имущественное неравенство крестьян-общинников. Менялись традиционные общинные порядки: исчезал институт "совета старейшин", решавший ранее общинные и семейные дела, зажиточные дворы откупались от натуральных повинностей, которые перекладывались на бедных. Тем не менее, русская крестьянская община продолжала сохранять свою устойчивость. Впоследствии, в ходе революций, деятельность общины была оживлена, и ее социальная роль существенно возросла.
    Социальное расслоение (как неизбежный результат реформ) крестьянства являлось важным условием развития капиталистического рынка и всего капитализма в целом. Неимущее крестьянство, терявшее свою хозяйственную самостоятельность, создавало рынок наемной силы для предпринимательского сельского хозяйства и для крупной капиталистической промышленности. Такой крестьянин, приобретавший необходимые предметы потребления преимущественно на рынке, способствовал росту спроса на них.
    Поскольку крестьянство составляло преобладающую часть населения страны, то процесс его социального расслоения играл первостепенную роль в формировании пролетариата и буржуазии.
    Эпоха реформ конца 19 века положила начало постепенного перехода помещичьего хозяйства от барщинной системы к капиталистической. Выражением такой переходной формы, соединявшей черты барщинной и капиталистической систем ведения хозяйства, являлась система отработок. Суть ее состояла в обработке помещичьей земли окрестными крестьянами своим инвентарем за взятые у помещика в аренду пахотные земли и другие угодья.
    Основная черта реформенного развития сельского хозяйства состояла в том, что оно принимало всё более торговый, предпринимательский характер. Определились регионы, специализировавшиеся на производстве товарного зерна, льна, мяса и молока, сахарной свеклы, винограда и пр. При торговом земледелии выделялся главный рыночный продукт в данном регионе, остальные отрасли сельского хозяйства в нем подчинялись или приспосабливались к производству этого продукта.
    Важным процессом в социально-экономическом развитии пореформенной России было увеличение численности и удельного веса городского населения. Оно сопровождалось и изменением его социальной структуры.
    Реформа городского самоуправления явилась крупным шагом вперед, поскольку заменила прежние сословно-бюрократические органы управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза. Новые органы городского самоуправления сыграли немалую роль в хозяйственно культурном развитии пореформенного города.
    Земства сыграли огромную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: в организации мелкого кредита путем образования крестьянских ссудо-сберегательных товариществ, в устройстве почт, в дорожном строительстве, в развитии страхования, в медицинской и ветеринарной помощи на селе, в деле народного просвещения.
    Итоги рассматриваемого периода реформ были видны во всех сферах государственной и общественной жизни. Поэтому роль этих преобразований велика. Можно сделать интересные выводы, если предположить, что логическим завершением этого периода была бы не Октябрьская революция 1917 года, а февральская буржуазно-демократическая.
    
    Вопрос 3: Можно ли отнести утверждение Г. Гегеля к советскому обществу 30-х годов: "Когда мыслят все одинаково, значит, никто не мыслит"? Аргументируйте свой ответ
    Да, можно.
    Как основной аргумент приведем следующую цитату: "Известно, что Сталин не любил интеллигенцию, не уважал умственный труд. Руководил страной железной рукой по принципу главаря бандитской шайки, приближал угодных, уничтожал неугодных. Создал гигантскую машину обработки людей в нужном ему духе подчинения и преклонения, насилия над людьми, над личностью. Со временем без идолизации вождя, система, казалось, просто не сможет работать. Работал отрицательный принцип подбора кадров: чем более низки и беспринципны люди, готовые на исполнение любых грязных дел, тем выше пост они занимали. В группах руководителей типичной была круговая порука. Ориентация не на закон или совесть, а на интересы и мнение начальства, на групповые интересы, на личные симпатии, антипатии и взаимные выгоды. Выше всего ставился не профессионализм, а преданность идее, "делу партии и народа", т.е. интересам вождя, особенно высоко ценилась лояльность. Потенциальные соперники или критики убирались решительно.
    Славословие вождя, партии, партийной идеологии и "успехов социализма" было всеобщим и ошеломляющим. Сталин был всем: вождем, рулевым, гением всех народов и всех наук, идеей, идеологией, вашим личным советником и спасителем, т.е. Богом. Съезды, конференции и собрания превратились в массовые зрелищные мероприятия, захватывавшие всю страну. Показные красочные военные и спортивные парады на Красной площади, жизнерадостные и патриотические фильмы и песни стали эмблемой того времени. Но при этом никаких прав у людей не было: ни свободы мысли или выбора, ни на забастовки или политические группировки, ни на критику системы или инакомыслие. А правящая верхушка страны, связанная круговой порукой, постепенно затвердевалась и превращалась в неприступную касту, купаясь в неслыханных привилегиях и паразитируя на ничего не понимающем народе" (Кудров В. Крах советской модели экономики. - М., 2000. - С. 46).
    Почему эта цитата так ярко характеризует 30-е годы двадцатого столетия исторического развития России?
    Воля и разум миллионов людей были либо раздавлены, либо пущены в нужное правителям русло. Партийная пропаганда почти "зомбировала" людей. Библиотеки очищались от неугодной литературы.
    Личность и совесть человека были не нужны. Нужны были иные, "современные" качества - послушание, дисциплинированность, безусловное выполнение указаний сверху. Отвергалась как буржуазная и даже высмеивалась как какая-то чушь идея правового государства, гражданского общества.
    В 30-е годы КГБ получил ещё большую власть, став огромной машиной по проведению массовых репрессий. Пик репрессий пришёлся на 1937 год. З0 июня этого года Нарком внутренних дел СССР Н.Ежов подписал приказ о борьбе с антисоветскими элементами, в котором говорилось: "Перед органами государственной безопасности стоит задача - самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой и подрывной работой против основ советского государства" (Е.Альбац. Мина замедленного действия. Приложение. - М., 1996. - С. 13).
    Всё это находило оправдание и поддержку не только в руководстве страны, но и у советских правоведов. Один из ближайших соратников Сталина, Л.Каганович, очень чётко определил суть созданного в стране общественного устройства: "Мы отвергаем понятие правового государства. Если человек, претендующий на звание марксиста, говорит всерьёз о правовом государстве и тем более применяет понятие "правовое государство" к Советскому государству, то это значит, что он отходит от марксистско-ленинского учения о государстве".
    Аресты, убийства, преследования и ложь стали нормой того времени.
    Никогда человеческая жизнь не ценилась так дёшево, никогда и нигде человек не был так обезличен, унижен и пригнут к земле. Люди резко переменились: появилось не только тотальное послушничество, но и забитость, покорность и безысходность. Власть сознательно культивировала в народе комплекс рабов.
    В стране с широким размахом создавался культ личности руководителя страны, её хозяина - И.В.Сталина. Народу внушалось, что начальники ведут его правильной дорогой, постоянно думая о нём, как старший брат о младшем.
    В сфере культуры, литературы и искусства шли свои разрушительные процессы.
    На протяжении 20-х годов в советской литературе и искусстве господствовал плюрализм, существовали и соревновались между собой разные творческие подходы и направления. Поражало обилие творческих индивидуальностей и талантов. Но уже с конца этого десятилетия (1928 и 1929 гг.) началось партийное наступление на свободу творчества, прямое вмешательство руководства страны в жизнь и деятельность советских писателей, музыкантов, художников. Партия напрямую руководит творческими работниками, последние должны подчиняться.
    Сталин поставил задачу перевоспитать писателей и художников, заставить их служить новому строю, новым хозяевам страны. Начались кампании по проработке известных писателей, стремившихся сохранить свою свободу. Они были направлены, в частности, против М.Булгакова, Е.Замятина, Б.Пильняка.
    В обществе утверждалось представление о творческом процессе, как о якобы постоянно нуждающемся в опеке, в указаниях и контроле сверху. Эта тенденция развивалась и контроль ужесточался.
    Сталин стал абсолютным диктатором и властителем огромной страны, всего, что в ней находилось. Повсюду и во всем интересы вождя и новой советской элиты отождествлялись с государственными интересами. Не было свободы слова, и не было свободы мысли. Так как государством не признавались частные интересы отдельной личности, то и её отдельный голос расценивался как препятствие на пути к процветанию всего общества и государства.
    Мысли всех людей были упорядочены по образу и подобию принятой властью идеологии. Те, кто не согласен, подвергались гонениям. И не их вина, в том, что проще было им вообще не мыслить никак, чем показать недовольство государственным устройством.
    В тоталитарном сознании теряется внутренняя связь личности с бытием. "Жрецы" тоталитаризма попытались создать скроенного по своим меркам, свободного от всех погрешностей, человека. Главный порок того общества состоял в том, что оно было построено на отрицании тайны и таинства жизни. Антропологический компонент тоталитаризма как особого социально-философского феномена состоит в стремлении к полной переделке и трансформации человека в соответствии со своими социально-философскими и идеологическими установками. Ставится задача конструирования нового типа личности с особым психическим складом, особой ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками и т.д. путем стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к некоему среднестатистическому знаменателю, подавления индивидуального, личностного начала в человеке.
    С достаточно полярной точки зрения вся история советского государства представляет собой сплошную череду различных кампаний: электрификация, коллективизация, индустриализация, освоение целины, химизация, мелиорация и т.д. И на фоне этих кампаний не было места человеку, его "Я", а собственно и его мыслям.
    
    Список использованной литературы
    1. Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 234 с.
    2. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. - Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с.
    3. История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608 с.
    4. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА , 2001. - 528 с.
    5. Кудров В. Крах советской модели экономики. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - 135 с.

Автор Асташева Елена Дмитриевна

   ♦ Может Вас заинтересует Библиотека сайта - небольшое собрание редких научных статей, сформированное на основе тщательного отбора качественной, ценной информации. Мы ЦЕНИМ своих клиентов! Пользуйтесь на здоровье!
   ♦ Если Вы не так сильно заняты, тогда приглашаем Вас принять участие в творческих конкурсах , тем более, что в одном из них предлагается денежное вознаграждение.





 © Идея и создание: Асташева Елена 2006

На главную


Назад


Примеры готовых работ


Заказать работу


Новости


Книга жалоб и предложений ответы на вопросы, предложения, советы, пожелания, критические замечания


Конкурсы




По поводу размещения рекламы пишите: snova5ka@rambler.ru














































































































































































































































































































Ответим на все вопросы. Пишите: snova5ka@rambler.ru